Творчество И Нарциссизм
Некоторые двери не стоит открывать.
Именно такие мысли меня преследовали во время просмотра фильма «Богемская рапсодия» о группе Queen. Мне нравится много их песен, голос Фредди Меркьюри, и я очень хотела посмотреть этот фильм. Но не смогла отключить психолога и вот к каким мыслям я пришла.
Тема нарциссизма и творчества очень близки. Потому что среди людей талантливых и творческих нарциссов с разной степенью выраженности, наверное, каждый второй. А то и каждый. Я много изучаю творчество, креативность в разных их аспектах и мне всегда была интересна психология творческой личности. И вот я тут накидаю кое-какие свои мысли на этот счет. На истину не претендую, но размышления такие.
1. Фредди Меркьюри — безумно талантливый человек, в фильме предстает типичным таким эксцентричным нарциссом. Хотя я там до конца не разобралась, сколько там нарциссизма, или просто истериод. Но не суть. Я смотрела и понимала, что лучше бы я просто слушала их песни. Иногда надо оставить личность человека, который создает искусство за дверью и даже не лезть смотреть, что там за треш в его жизни происходит. Потому что идеалистично хочется верить, что хорошие вещи делают хорошие люди, но как показывает практика, исследования и все такое, то очень часто творчество — это продукт разных психологических и психических проблем.
Многие известные писатели, художники и прочие гении страдали тем или иным расстройством, жили в агонии, депрессии, разных личных ужасах и т.д. Опять же, как психолог я понимаю, какая драма стоит за этим. Понятное дело, что кроме физиологических причин, есть еще ужасы детства и стандартный набор, который делает из ребенка невротика-калеку. И поэтому даже самое прекрасное творчество, которое вдохновляет, окрыляет, изумляет, восхищает, меняет нас к лучшему, может быть результатом дикого внутреннего раскола и личностного распада. Да и в целом, многие гении только и творили, что из своей боли. Творчество было единственным способом не умереть от всех переживаний. И люди были великими с точки зрения таланта, но наглухо больными с точки зрения психики.
Поэтому иногда лучше не пытаться узнать что-то о своих любимцах. Этого можно просто не вынести. Я, в целом, не бешеный очарованный фанат, и увиденное не сильно отпугнуло или разочаровало, к тому же не ясно, что там из этого правда, ведь все могли сто раз переврать. Скорее это все общее сложилось в одну картинку, что творчество зачастую это продукт нездоровья.
2. И это плавно подводит ко второму выводу. Про связку Творческий талант — Нарциссизм. (Я не специально вчера про книги спрашивала, но поле что-то принесло )
Если говорить о природе нарциссизма упрощенно, то он формируется в детстве, когда ребенок вместо принятия и безусловной любви родителей, получает условное принятие, объектное. Его любят за успехи и достижения, а за провалы и ошибки либо наказывают, либо игнорируют, что тоже страшно и больно. Таким образом постепенно формируется расщепление на Я — гениальный (которого любят), и Я — ничтожный (которого не принимают). И та часть, которая гениальная все время куда-то гонит человека, чтобы получить любовь, которой так не хватало. И для этого нарцисс часто использует свой талант. А они обычно весьма талантливые, ведь не просто так от них хотели успехов. И они создают шедевры, все время куда-то бегут, достигают, в надежде, что придет покой и радость. Но их нет.
А драма в том, что даже если к нарциссу приходит любовь других (или похвала его работ), она обесценивается. Нарцисс не может ее принять, не может ее переварить, он сомневается, что его можно любить, так как второй его полюс — это ничтожество, и он все время боится, что его разоблачат и увидят, какой он на самом деле ужасный и бездарный. Поэтому он все время проверяет других на прочность, насколько сильно они его любят. И если видит, что не любят так как ему надо, отвергает их. А если другие остаются с ним, обесценивает их как тех, кто не в состоянии понять, насколько он на самом деле ужасен.
Но если копать в драму еще глубже, то оказывается, что любовь мира, за которой так бегут нарциссы, она тоже объектная. То есть людям нравится творчество, им нравится ощущение от творчества, но им нет дела до самости этого нарцисса, до его личности. И получается, что он гонится за любовью тех, кто видит в ним тот же самый объект, который видели родители. Да, здесь все же есть обожание, восхваление, которое так щедро питает Я — гениальное, но это не безусловное принятие. Это — «мы будем любить тебя, пока ты делаешь нам хорошо, но если вдруг ты нас разочаруешь, то мы скажем, что ты — мудак и уйдем от тебя». Так фанаты перестают слушать песни, если исполнитель меняет свой стиль, актер — свое амплуа, а писатель — начинает писать неинтересные книги.
Мы, аудитория, во многом сами имеем нарциссические черты. И мы сами любим людей за то, что они делают, но не за то, кто они и какие они. Поэтому фанаты с радостью будут потреблять искусство, но не все готовы встретиться с реальным человеком. Только самые упоротые аддикты будут радоваться любому трешу, который исполняет кумир. Но и это не от той самой зрелой любви. Это любовь к идолу. В нем нет ничего от реального человека. Это поклонение богу. Я не так давно посмотрела триллер «Мама» Дарэна Аранофски, и в нем я увидела эту самую обезличенную любовь толпы, которая раздирает самого кумира. Ей нужно его произведение и условно говорят «сфотаться на фоне», то есть потребить для того, чтобы что-то получить для себя. Люди в своем обожании тоже нарциссичны. Или ты делай как надо нам, или мы тебя отвергнем и разрушим. Чем там все в итоге и закончилось.
3. Когда я смотрю фильмы про талантливых людей или читаю книги про выдающихся творцов, я все больше убеждаюсь, что почти все больные. Им всем больно, они живут в этой боли и ничего не могут с ней сделать. У многих из них есть страх, что если они избавятся от боли, то они перестанут творить. Поэтому они продолжают носить с собой своих тараканов и изводить себя анестезией в виде разного вида наркотиков и зависимостей. Многие из них заложники своего таланта и им страшно, что он пропадет. Как писатели боятся перестать пить, чтобы не ушла муза, так и творцы боятся избавиться от болезни, чтобы не потерять свой дар. Поэтому все эти истории про самоубийства известных артистов, актеров, певцом, во многом прогнозируемы. Чем больше рана, тем больше надо сил на исцеление. А душевных сил на внутреннюю работу самому может не хватить. А обратиться за помощью могут себе позволить далеко не все. Ибо признаться, что мне плохо и мне нужна помощь для нарцисса постыдно. А стыд — это всячески избегаемое нарциссом чувство.
Талант (творчество) — Нарциссизм — Депрессия — плохой итог. Это очень частая связка.
Но это касается не только каких-то особенных великих людей.
В любом нашем окружении таких страдающих, но выдающих куда менее талантливые вещи, каждый второй. И страдают они не меньше. Просто не все страдания переходят в исключительное творчество. Многие сваливаются в депрессии и тихо умирают от ненависти к миру, который их недолюбил (ведь они — гении), и ненависти к себе (ведь на самом деле они такие ничтожные). Хотя опять же, если зреть в корень, то даже вся любовь мира не принесла бы им успокоения. Потому что их дыра этим не закрывается. А любовь мира холодная и бездушная.
Вот такой грустный итог. Хотя он не совсем обреченный. Выход есть. Но только нарциссам он не очень понравится. Параллельно с работой над своим талантом идти в работу со своей травмой. Потому что иначе, рано или поздно, она их поглотит. Хотя не у всех прогноз для лечения благоприятен. Тот же Отто Кернберг (специалист по расстройствам) говорит, что там есть большой процент «невылечибельных». Но попытаться стоит.
Но чтобы не совсем сгущать краски скажу, что творчество — это не только боль, все-таки. В нем есть большая целительная сила. Им лишь надо уметь пользоваться на благо, а не на беду. Чтобы «Любить искусство в себе, а не себя в искусстве» как говорил Станиславский.
Дата написания поста 2.11.2018