Про Учебу Во Время Войны
Эта неделя была очень насыщена учебой. Сначала это был 3х-дневный семинар по травмо-фокусированной КПТ и ПТСР, а потом еще несколько разных вебинаров на тему травмы и тревоги. Это была не совсем моя личная инициатива, потому что ТФ-КПТ был семинаром по расписанию обучения, а другие семинары были по принципу «только сегодня и только живьем», и мне надо было на них присутствовать. Раньше я бы с радостью написала об этом под хэштегом
#вседолжнызнатьчтоядофигаучусь, но сегодня вообще не могу этому радоваться. Потому что сейчас обучение — это в определенной степени роскошь. Потому что учеба во время войны и избыточной тревоги — это не развлечение, а очень сильная когнитивная нагрузка, к которой многие оказываются не готовы. И если не понимать, как это работает, можно начать себя сильно ругать, осуждать, наказывать и делать ненужные выводы.
Люди мне пишут и спрашивают «Маша, как специалист по прокрастинации, объясни, почему я не могу заставить себя учиться?» И сейчас я немного об этом напишу.
В текущей обстановке, когда есть угроза жизни (своей или близких), когда много тревоги, неопределенности, напряжения, большинство людей в той или иной форме регрессировали. Как эмоционально, так и когнитивно.
Эмоционально — потому что слетают все опоры, которые поддерживали нашу стабильность в мирное время, и у нас не остается ресурсов на поддержание позиции здорового взрослого. Травматический опыт прошлого прорывается сквозь новый опыт и мы ощущаем себя более уязвимыми перед старыми схемами и восприятием себя. Когнитивно — потому что наше внимание находится в других процессах.
В тревожное время наша психика работает в режиме ПВО. В мирное время она работает так только у людей в тревожными расстройствами, и в терапии мы, терапевты, много времени проводим за тем, чтобы помочь человеку осознать, что угроз в реальности очень мало и вероятность катастрофического сценария ничтожна. И если что-то произойдет, то мы можем с этим справиться.
В текущее время оспаривать тревожные мысли становится все сложнее, потому что ничего не ясно и угроза весьма реальна. И поэтому мы, терапевты, работаем над созданием кризисных планов, как реагировать и действовать, если случится то самое страшное, о чем люди думают.
И вот эта система ПВО, за которую отвечает наше миндалевидное тело в мозге, в военное время находится в режиме максимально боевой готовности. Она постоянно сканирует пространство на предмет угрозы, чтобы если что бежать, нападать или замирать. Если раньше на этот процесс из бюджета психики выделялся какой-то небольшой ресурс, условные 5-10%, то сейчас на это уходит до 80% нашего бюджета, оперативной памяти, ресурсов процессора и т.д., кому какой образ ближе.
Соответственно, если раньше в вашем распоряжении для функционирования в жизни было доступно до 90% мощностей, то сейчас на обеспечение всех процессов у вас остается только 30-40%. Конечно, эти цифры примерные, но это для наглядности.
Любое обучение и сложные когнитивные навыки требуют больших вычислительных мощностей. Потому что учеба — это простраивание новых нейронных связей, соединение новых знаний с имеющимися, сортировка, оценка, постоянный анализ «беру, не беру, согласен, не согласен», отработка новых умений, синтез и воспроизведение. Нам кажется, что обучение — это «я послушал и преисполнился». В реальности же, вспомните видео про нейронные связи и снег и поймите, что учеба это очень сложный и энергозатратный процесс. И если у вас на функционирование сейчас остается 20-50% ресурсов, то ожидать от себя успехов в учебе задача, обреченная на провал.
Есть какой-то небольшой процент людей для кого обучение это само по себе ресурс. Но для этого у них либо есть очень мощная база, которая позволяет идти сквозь снег на снегоходе, либо новые знания — это вишенки на торте, которые встраиваются в прошлую систему легко и без усилий. Условно говоря, если вы уже прекрасно владеете грамматикой, то выучить несколько новых слов, которые вы используете в текущих условиях, будет легко. Если же вы не знаете баз и основ, то это займет огромное количество сил. Потому что начинать осваивать навык (знания) с нуля — это закладывать несущие конструкции. А для этого надо приложить много усилий.
Из-за этого регресса люди сейчас могут не узнавать себя. Потому что в спокойное время они функционируют на одном уровне, а сейчас это может быть -30% от того, что они про себя знают.
И поэтому мне важно сказать, что если вы обнаруживаете себя не в оптимальной форме, и пытаетесь как-то себя принудить к большей функциональности, то лучше посострадайте в том, что вам сейчас тяжело и пока не требуйте от себя прошлых показателей. Придет время и вы вернетесь в форму. Сейчас важно сосредоточиться на нано-усилиях и нано-победах.
Именно из-за этого регресса люди проваливаются в бесконечное чтение новостей. Потому что это очень простая задача, которая дает иллюзию действия. Вроде как почитал, как будто что-то сделал, на что-то повлиял. Сделал репост — и вроде уже есть активность какая-то. Ведь на большее сил просто не хватает.
Почему сейчас так важны очень простые физические действия и элементарные практики. Потому что знакомое не требует от вас затрачивать усилия. Вместо того чтобы пытаться освоить сто и одно новое дело, прослушать сто и один вебинар о том, как справиться с тревогой, лучше взять одну практику и довести ее до автоматизма.
Я вспоминаю как во время первого ковидного локдауна в доступе появилось огромное количество бесплатных курсов на любой вкус и цвет, но количество тех, кто прошел эти курсы до конца было катастрофически мало. Потому что осваивать новый навык в тревожное и безопасное время — это не самая лучшая идея.
И я могу сказать, что лучше всего в этом всем как раз тем, кто обучает и преподает. Потому что учить, писать тексты, снимать видео, проводить вебинары намного легче, чем все это в себя встраивать. Вот я написала текст = сделала действие = почувствовала себя сильнее и опорнее, равно как и после прямого эфира или проведенной группы. А если вы просто вгружаете это в себя, но не действуете, то по итогу может прийти ощущение бессилия, беспомощности, потому что вроде как столько пользы, а что же я такой тугой, что не могу это никак применить.
Резюме:
Обучение сейчас — очень энергозатратный процесс.
Если у вас не хватает на него ресурса это вполне объяснимо и понятно.
Оцените, сколько чего в вас сейчас входит и в какой момент начинается фаза «горшочек, не вари» и старайтесь не переходить за эту норму.
Лучше выбрать простые техники, чем перебирать кучу материалов для нахождения самых эффективных практик.
Вместо сложных конструкций выбирайте простые. Лучше просто пять раз присесть и отжаться от стены, чем пытаться делать очень сложную йогу (если раньше она не была для вас ресурсом).
Важно проще, но регулярно. Опять же пять приседаний каждый день важнее, чем один раз в неделю часовое занятие йогой.
Организм функционирует в режиме «исключаем лишнее», поэтому старайтесь не усложнять, все равно не получится, а выводы про свою неспособность вы сделаете.
Чем больше у вас сейчас останется сил, тем дольше вы продержитесь в это сложное время, когда накопилась усталость и хочется побыстрее все закончить.
Помните, что в мирное время новые навыки встроятся быстрее. Сейчас же важно наполнять себя неэнергозатратными ресурсами.
Берегите себя.