Как Принять Реальность Во Время Войны
Множество людей из тех, с кем я сейчас общаюсь, в той или иной мере морально и эмоционально дезориентированы. Потому что ясности нет никакой и непонятно, как жить и что делать. Прошлого уже нет, и того, что было когда-то, уже точно не будет. А будущего еще нет. И что будет в том месте тоже неизвестно.
Для меня это состояние подобно нахождению в камере сенсорной депривации, флоатинга, когда человека помещают в жидкость, в полной темноте, где нет ни звуков, ни запахов, никаких ощущений, человек как будто в невесомости и без любых стимулов. С точки зрения здоровья это имеет ценность. В такой камере мозг отдыхает от избыточной стимуляции и, говорят, что после нее люди очень хорошо перегружаются (если у них нет клаустрофобии, конечно). Но если эту метафору брать за основу текущего эмоционального состояния, то это сильно давит на людей, потому что вообще не ясно от чего отталкиваться, куда идти и что делать.
Особенно это давит на тех, кто уехал из дома. Потому что очень сложно строить планы, видеть хоть какой-то горизонт будущего, когда тебе не на что опереться. Дом был опорой, теперь ее забрали. Новый дом может быть переносимым или хорошим, но это все равно очень шаткое основание, особенно, если живешь с оглядкой на прошлое.
Часть людей застряла между — одной ногой они находятся в прошлой реальности, второй пытаются нащупать опору в будущем, которое еще на наступило. Они пытаются воспроизводить что-то из прошлого, но в другом месте, где это уже не работает.
Они пытаются переизобрести или создать новые смыслы, но очень сложно создавать смысл в отрыве от реальности. Нам нужна обратная связь от нее. Но в этой камере психологического флоатинга обратной связи нет.
И пока мы не приняли новую реальность, будет очень сложно создать хоть какой-то новый смысл.
В моей внутренней реальности я жила надеждой, верой и знанием, что война закончится в конце апреля и в мае уже можно будет возвращаться назад. Но война не закончилась, позавчера прилетело во Львов, вчера — в Днепр, и что будет дальше совсем непонятно. И теперь приходится жить без этой внутренней точки окончания, так, как будто это будет всегда.
Некоторые люди живут так, как будто бы они расстались с партнером, но при этом считают, что это понарошку. То есть сейчас чуток надо перетерпеть и все наладиться, он вернется и все станет как раньше. Очень сложно принять мысль, что этого не будет. И что жить надо так, как будто будет некуда или некому возвращаться.
Мы застреваем в ПТСР, потому что наш мозг воспроизводит и перепроживает в настоящем угрожающее прошлое, которое произошло давно, но мы не смогли его опроцессить, оно не превратилось просто в историю, опыт из жизни, а остается ярким как будто это происходит сейчас. Люди не могут отделить прошлое от настоящего.
И то, как живут сейчас люди, может быть похоже на этот механизм, но только в данном случае они проживают хорошее из прошлого или потенциального будущего, не замечая, что жизнь уже другая и надо взаимодействовать с ней как-то иначе.
Здесь очень важно держать баланс между гореванием о потери прошлого и верой в будущее. Может казаться, что если признать, что прошлого не вернешь, то ничего хорошего в будущем уже не будет. И это точно не так. Хорошее будет. Но только какое-то другое. Не то, каким себе его представляли раньше.
Чтобы иметь возможность приблизить это новое хорошее будущее, сначала надо принять эту реальность целиком. До принятия люди обычно не доходят, и застревают где-то на фазах отрицания, гнева, торгов и депрессии. Поэтому вместо того, чтобы что-то делать, они просто ждут, когда все закончится, и можно будет быстро вернуться к прежней жизни. Но тем самым они теряют ценное время.
Из чего состоит принятие реальности.
1. Надо написать список всего, что в вашей текущей реальности вам не нравится: условия жизни, место, где живете, существующие правила, сложности, с которыми вы сталкиваетесь, ограничения, все, что вызывает у вас неприятные эмоции.
2. Записать какие эмоции и состояния вызывает каждая из этих сложностей: злость, грусть, отчаяние, стыд, вину, безнадежность.
3. Определить, что для вас означает каждая из этих сложностей. Например, если вам плохо дается учить новый язык, то это значит, что вам никогда не преуспеть, а значит, будете влачить жалкое существование, и умрете под забором от нищеты. Здесь важно увидеть, что не сами сложности могут вызывать боль, а то, что вы через это проживаете для себя невыносимое будущее. И вы не хотите с ним встречаться, поэтому предпочитаете убегать от него.
4. Определить, какими способами вы сейчас пытаетесь обойти или справиться с этими чувствами и состояниями. Что вы делаете, чтобы не решать сложности. Например, все время читаете новости, впадаете в уныние, заедаете, спите, избегаете об этом думать.
5. Попытайтесь проанализировать какие долгосрочные последствия вас ждут, если вы продолжите справляться со сложностями именно этими способами, а не решать их более конструктивно.
Тут мне хочется отметить такой парадокс. Очень часто, когда люди впадают в так называемую позицию жертвы по отношению к сложностям, внутри они проживают это как определенное чувство контроля. Если я злюсь на текущие законы, то я как будто не жертва, а право имею. Если я впадаю в отчаяние, то это такая форма протеста, я вам всем показываю, что со мной так нельзя, даже если это проживается мною как что-то болезненное. В целом, сопротивление и отрицание реальности, негативность, уныние и страдания, могут быть единственной формой контроля, который человеку доступен. То есть вместо активного контроля (действий по решению сложностей) у него включается пассивный «Я решил, что буду страдать, и тут я главный».
6. Представьте, что у вас не будет возможности вернуться назад, и вам придется все ближайшее время жить с этими сложностями из пункта 1. То есть сколько бы их не отрицали и не бесились об них, это все никуда не денется, и на ближайшее всегда это станет частью вашей жизни. Например, вам придется жить в этом месте, общаться на чужом языке, сменить род деятельности, лишиться части дохода.
7. Напишите, какое свое будущее вы видите, если вы смиритесь с этим, примите это как реальность и будете жить в этом мире. Это может быть несколько вариантов будущего.
8. Если вам кажется, что принятие этой реальности лишает вас какого-то будущего, которое вы планировали для себя раньше, то тогда запишите это. Напишите, какое будущее вы для себя потеряли. Особенно это важно, если сейчас никакими своими действиями вы не можете это будущее воссоздать в текущих условиях. И попробуйте его отгоревать. Отплакать, если это было что-то очень ценное для вас.
Я бы здесь еще предложила определить, что для вас означает потеря этого будущего (как в пункте 3). Если вы не сможете получить «Х», то что тогда это для вас значит про вас и вашу жизнь.
9. Определите, что сейчас находится в зоне вашего контроля, а что нет. И если это в зоне вашего контроля, то подумайте, какие минимальные действия вы можете для себя предпринять, чтобы уменьшить влияние этих сложностей на вашу жизнь. Например, вы можете подумать, как помочь себе сделать изучение языка более переносимым, но вы очень мало имеете влияния на законы чужой страны и с этим можно только смириться. Или сменить страну.
10. Еще для принятия реальности мне кажется важным провести работу с прошлым.
Напишите список того, что было в прошлом, и чего вы точно лишись. Это может быть физическая потеря, может быть психологическая. Если потеря физическая, и она окончательная, то здесь важно отгоревать ее. Без этого будет сложно двигаться дальше. Если эта потеря была больше про что-то эмоциональное, психологическое, то важно понять, о чем говорит эта потеря для вас. Например, потеря дружеских связей может говорить о страхе одиночества. Или о ценности близости.
Эта работа по осмыслению новой реальности должна принести свои плоды.
Мы все ждем победу, и надеемся, что она будет быстрой, и за ней можно будет вернуться и кааак зажить. Но важно понимать, что чем дольше мы находимся между двумя мирами, застрявшие в старой жизни и прошлой версии себя, тем сложнее будет потом адаптироваться к изменениям. И дай Бог, чтобы получилось вернуться к той счастливой жизни, что была, но если не получится, надо думать план B.