Что Мешает Достичь Мастерства
Я недавно посмотрела фильм «Доктор Стрэндж». Очень сильный и метафоричный для меня фильм, несмотря на то, что это комикс.
Для меня это демонстрация пути героя, становления Мастером с большой буквы.
В начале человек просто делает то, что ему нравится, нарабатывает опыт, у него есть некий талант от природы, который он оттачивает с практикой.
Проблема возникает тогда, когда человек вместе со своим мастерством еще и полирует и оттачивает свое Эго. Свою Корону, ощущение своей божественной исключительности, тешит гордыню. В эти моменты он становится высокомерным, заносчивым, нетолерантным, и часто именно в эти моменты в его жизнь приходят испытания.
В фильме это показано на примере катастрофы, в которой доктор изувечил свой основной инструмент работы — руки.
И вот тут начинается основная внутренняя борьба. Борьба за себя, свой талант.
Обычно люди сдаются потому, что они теряют свою исключительность и эго терпит крах. Их амбиции сжирают их самих изнутри.
Во многих книгах и подобных историях показывается, как герой в итоге уходит куда-то в горы, где находит доброго нейтрального монаха-учителя, который все-таки берется за ретивого и гонорливого ученика. Но учеба для этого ученика начинается очень непросто.
Потому что самая главная его борьба — это борьба со своим эго.
В школе этого учителя нет авторитетов, все знания и умения ученика остаются за бортом и никому не нужны. Задача ученика развивать свои способности, но при этом сдаться со своими эго-амбициями.
Очень важно понимать, что талант тебе дан свыше, и неважно кто в какое «выше» верит. И если начать любить себя в своем таланте, упиваться своей особенностью, рано или поздно обязательно попадешь в ловушку эго-кризиса. Потому что эго не просто так себя питает, сначала оно дает тебе ощущение избранности, а потом отбирает у тебя жизнь.
Эго ведет себя как ростовщик. Сначала кредитует энергией, но потом обязательно берет с процентами. Как именно это происходит, я не знаю. Но жизнь устроена очень мудро, и поэтому все творцы, которые носят свою корону, обязательно сталкиваются с ее темной стороной.
Что такое темная сторона Короны? Это ощущение, что ты на самом деле полное ничтожное ничтожество, которое только прикрывается талантом, это ужас от того, что от тебя отвернулась публика и не хочет больше носить на руках, это боль от того, что ты не настолько велик и гениален, как хотелось бы, когда не можешь позволить себе делать что-то меньшее, чем Оскар и Пулицер, но при это ни того, ни другого все равно нет, даже меньшего нет.
Мне очень нравятся слова Константина Станиславского «Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве». И это точно отражает суть растворения эго. Либо эго, либо твоя реальная максимальная реализация, и твое мастерство. Нет иного пути.
Ты должен сдаться, ты должен отказаться от похвалы, признания, почестей, ты должен понять, что твой талант — это возможность служения другим, а не способ возвыситься над ними. Что ты никто без людей, потому что это они тебя выделяют на фоне.
Это очень больно признавать. Поэтому творцы предпочитают находиться в кризисах и депрессиях, чем допустить, что в них нет ничего особенного избранного. Чрезмерный эгоцентризм наполняет их жизнь постоянной болью. Потому недолайкали, недохвалили, недоносили на руках, недолюбили, недодали. Ведь им кажется, что весь мир крутится вокруг их таланта. И что жизнь должна всегда проходит на высоких скоростях и супер эмоциях от восхваления.
Но тут важно помнить, что пока вы будете полировать свое эго, вы не сможете выйти на высший уровень мастерства. Потому что он доступен лишь тогда, когда ты сдаешься и просто начинаешь делать свое дело. Без примесей самолюбования и самоудовлетворения.
Да, это очень болезненно отказываться от мыслей о своей исключительной избранности. Особенно, когда все-таки есть определенный талант и способности. Но оглянитесь и посмотрите вокруг. Сколько людей вас реально видит? Для остального мира вы — песчинка. А вы все фантазируете, что этот мир только и вращается что вокруг вас. Большинству людей нет до вас дела. До вашего таланта. До вашего труда. Только вам есть до этого дело. Но пока вы жаждете признания и восхваления, вы всегда будете сидеть на этой ростовщической игле.
И очень важно для себя увидеть эту свою зависимость.
Если вы хотите стать мастером, то вам надо сдаться. Поступиться эго и амбициями. Признать свою неисключительность. И направить все внимание только на саму работу. И тогда вся практика поменяется.
Но тут нельзя будет усидеть на двух стульях одновременно. Или эго, или мастерство. Или мастурбация в зеркало, либо чистое наслаждение процессом.
Я сейчас много размышляю о мастерстве. И не просто размышляю, а пытаюсь понять, как стать этим мастером, что для этого надо, что я могу сделать и как к этому прийти.
И эта тема моих исследований последние несколько месяцев. Я нашла для себя источники, которые помогают мне в этом пути. Я постепенно нарабатываю необходимое внутреннее видение и состояние, которое позволяет удерживать себя в форме. Именно желание стать мастером, для которого важен результат и новый уровень восприятия реальности, помогло мне выбраться из недавней ямы, когда на какое-то время мне показалось, что все потеряло смысл. Что моя работа и деятельность, это лишь какая-то пустая трата времени.
Смысл теряешь тогда, когда видишь его в признании своей работы. Когда ты заложник чужих оценок. Когда же ты выходишь на уровень совершенствования процесса, когда критерием удовлетворенности становится познание граней мастерства, то смысл возвращается вновь. Потому что тут ты управляешь процессом и знаешь, куда идти, чтобы вскрыть в себе новые возможности.
Каждый раз, когда я что-то пишу или делаю, я проверяю себя на чистоту мотива. Ради чего это, ради похвалы/признания, или ради оттачивания мастерства и возможного служения благодаря этому мастерству. Если я слышу, что хочу конфет за свою работу, я ничего не пишу. И ничего не делаю. Потому что это все равно будет слышно, и я не смогу быть удовлетворенной. А если я пишу/снимаю и отпускаю это, значит, я делаю то, что должно.
Я стараюсь почаще напоминать себе, что это не я такая особенная/талантливая, это мне было дано то, что я смогла развить. Но как дано, так может быть забрано назад. Нельзя воспринимать это как должное и как то, за что вам будут кланяться в ноги. Вы здесь для того, чтобы служить миру, а не мир для того, чтобы обслуживать ваши эгоцентричные интересы.
Помните об этом, если хотите достичь вершин в своем искусстве. А если не хотите отказываться от наркотиков восхваления, то просто готовьтесь к ломке и боли. Она все равно будет. Гордыню просто так безнаказанно полировать сейчас уже не получится. Не то время. Сейчас время снимать маски искусственности и становится проводником. А это возможно только если канал передачи будет чистый.
Кому близок путь мастерства без эго, пишите, будем идти вместе. Я продолжу делиться своими наработками с тем, кому интересно.
Мне интересно. И мне близок путь мастерства без эго. Буду читать дальше.
Здравствуйте, Мария! И эта статья стала для меня очень актуальной. Но написать я решила, прочтя о том, что Вы сомневаетесь, стоит ли вести свой блог. Судя по дате последней статьи, сомнения пересилили? Я читаю Вас уже вторую неделю, нашла на сайте «Жить интересно». По поводу комментов-люди ж ленивы, я вот сколько раз порывалась написать Вам благодарность за ту или иную статью, а написала только когда Вы попросили откликнуться в той статье о сомнениях. Надеюсь, хоть немного Вас вдохновила
Анастасия, спасибо большое! Ваш комментарий очень сейчас актуален. Как раз вчера поняла, что уже ничего давно не писала и понимаю, что так дальше продолжаться не может. Есть много, чем хочу поделиться, и надо возвращаться сюда. Так что на днях что-то новое должно появиться. Пока опубликую старые заметки из Facebook, а потом и новые тексты пойдут.
Мария, благодарю Вас за Ваши статьи и видео! Они необыкновенно отрезвляющие и вдохновляющие! Очень рада, что встретила Ваши слова, поддержку и помощь. Вроде бы уже и не так страшно жить, и даже свет в конце туннеля кризиса среднего возраста появился 🙂 Процветания Вам и творческого роста Вашему мастерству!
Спасибо большое!