Как В Йеле Опровергли Необходимость Целей

Тема целеполагания сейчас очень популярна, если не сказать больше. Вроде как только глухой не слышал о важности и пользе целей в жизни человека. Многие гуру личностного роста проповедуют необходимость целей и рассказывают, как будет неказиста жизнь, если цели не ставить. Причем эта мысль настолько прочно проросла в сознании, что иногда начинает казаться, что если этих самых целей у человека нет, то он лузер, ничего не достигнет и ваще жить будет плохо, но недолго.

Для себя я еще точно не определилась со своим отношением к этому вопросу. Не могу сказать, что я негативно отношусь к целеполаганию, нет, я понимаю, что, в целом, это полезный инструмент, и он может дать многое. Но при этом меня напрягает то, с какой настойчивостью доказывается, что человек без целей ничего не достигнет и ничего не сможет в жизни получить. Подтверждением этому выступает новая мировая идея-тенденция «жизнь без целей».

Но сегодня я хочу написать не об этом, а об одной интересной истории-манипуляции, с помощью которой людям прививали идею о важности целеполагания.

Многие из тех, кто ходил на тренинги по целеполаганию или читал что-нибудь о целях в Интернете, наверняка слышали историю про «показательный» эксперимент, который проводили в университете Йеля (или, как вариант, Гарварда). Эксперимент, который наглядно доказывал важность постановки и записи целей.

Для тех, кто эту притчу не знает, я здесь перескажу ее кратко.

В 50-х годах (как вариант 70х) в университете Йеля (Гарварда) провели такой эксперимент. Исследователи опросили выпускников университета на предмет, есть ли у них четкие, прописанные цели для их будущего (финансовые и личные). Ответом было, что 84% студентов ничего не планировали, 13% — планировали, но в голове, то есть их цели не были прописаны, и лишь 3% выпускников имели письменный список целей и планы, как их достичь.

Через 20 лет наши исследователи снова провели опрос, только уже среди постаревших и повзрослевших студентов. И оказалось, что те 13% студентов, что с целями в голове, зарабатывают в 2 раза больше, чем 84% бесцельных, а, о чудо!, 3% выпускников, у которых были записаны цели, зарабатывают в 10 раз больше всех 97% студентов.

Таким нехитрым образом доказывалось, что 2*2=4, что всем надо писать цели, ведь 10 раз — это все-таки не шутка.

И хоть эта история стала такой избитой, что многие уже перестали ощущать ее волшебную силу, но все же, когда разговор заходит о том, ставит человек себе цели или нет, именно ей и попрекают всех нерадивых. Ну а что, история кажется убедительной, и раз уж у них за бугром пишут цели, то и нам грех их не писать.

Эта история бодро и резво шагала по миру до тех пор, пока один журналист из журнала Fastcompany (мировой бизнес медиа бренд) не провел свое расследование по этому эксперименту. Оригинал статьи по мотивам его исследования можно найти тут, а здесь я приведу краткое содержание.

В расследовании говорится, что журналист общался со многими известными гуру: Тони Роббинсом, Брайаном Трейси, Зигом Зигларом и другими, теми, кто в своих книгах и семинарах не раз приводили эту историю в качестве наглядного подтверждения важности целей. И оказалось, что все эти гуру говорили, что слышали эти историю от других таких же гур, но сами этого не проверяли.

Тогда журналист решил обратиться к очевидцу событий и пообщался с одним из выпускников Йеля, 1953 года. И оказалось, что ни он, ни его сокурсники не принимали участие в экспериментах. Для пущей убедительности он также предоставил выдержки из выпускного альбома, где было видно, что студенты нигде не писали про цели, а в разделе будущей занятости лишь указали возможные варианты их трудоустройства. Но и те не совпадали с реальной работой.

За последним словом по этому делу журналисты отправились непосредственно в Йель, чтобы выяснить проводилось ли подобное исследование в университете. Для этого даже были подняты архивы, но, как и ожидалось, подтверждения этому эксперименту не было найдено. Упс!

Вот так и был опровергнута классическая гурская байка. А если кто еще сомневается, то вот официальный ответ Йеля.

Что интересное, это журналистское расследование было проведено в 1996 году, но я и по сей день слышу нравоучения про важность целей с позиции 3% успешных выпускников Йеля (Гарварда). Вероятно, та информация оказалась менее популярной и востребованной :). К слову, история про Гарвард — это не более чем эволюционировавшая и осовремененная история про Йель.

Так что, товарищи, будьте бдительны!

Думается мне, что есть еще много мифов в теориях личностного роста, которые или уже были разрушены, или предстоит разрушить.

В завершении хочется сказать, что я совсем не против целеполагания, я за то, чтобы оно было разумным и осознанным.